top of page
Поиск

Как Израиль использует живые щиты.

  • Фото автора: Ilia Korsounski
    Ilia Korsounski
  • 5 мар.
  • 3 мин. чтения

Обновлено: 8 мар.

Во время войны в Газе израильские военные использовали местных жителей в качестве живых щитов, — говорят солдаты и бывшие задержанные. Последних брали в плен и заставляли под угрозой смерти (их самих и их близких) обследовать опасные места. Практика была настолько распространена, что получила название «комариный протокол».


Международное право запрещает использование гражданских лиц для прикрытия военной деятельности или принудительного вовлечения гражданских лиц в военные операции. Верховный суд Израиля прямо запретил эту практику в 2005 году, после того как правозащитные организации подали жалобу на то, что военные используют палестинских гражданских лиц для того, чтобы они стучались в двери подозреваемых боевиков на Западном берегу.


Солдат, давший интервью CNN,  объяснил, что сначала его подразделение, которое в то время находилось на севере Газы, использовало стандартные процедуры перед входом в подозрительное здание: посылало собаку или пробивало дыру в стене танковым снарядом или бронированным бульдозером. Но весной, по словам солдата, офицер разведки появился с двумя задержанными палестинцами — 16-летним юношей и 20-летним мужчиной — и приказал солдатам использовать их в качестве живого щита перед входом в здания. Офицер разведки заявил, что они связаны с ХАМАСом.


Солдат рассказал, что он и его товарищи отказались продолжать такие действия через два дня и заявили об этом своему старшему командиру. По словам солдата, их командир, который сначала посоветовал подразделению «не думать о международном праве», заявив, что их собственные жизни «важнее», в конечном счёте смягчился и отпустил двух палестинцев. Тот факт, что они были освобождены, по словам солдата, дал ему понять, что они не связаны с ХАМАСом, «что они не террористы».


Интервью с пятью бывшими палестинскими заключёнными в Газе подтверждают рассказ солдата. Все они утверждают, что были захвачены израильскими войсками и вынуждены проходить потенциально опасные места впереди военных. Ранее в этом году израильские авиаудары вынудили 20-летнего Мохаммада Саада покинуть свой дом в Джабалии, на севере Газы. Находясь в своём импровизированном жилье недалеко от Хан-Юниса, между натянутыми на стропила одеялами, Саад рассказал, что был задержан израильскими военными недалеко от Рафаха, когда пытался раздобыть продовольственную помощь для себя и своих младших братьев.


«Обычно я носил военную форму, но на последнее задание меня взяли в гражданской одежде, — сказал Саад. — Мы отправились в одно место, и мне сказали, что я должен снять на видео танк, оставленный израильской армией. Я был в ужасе и побоялся снимать, поэтому они ударили меня по спине прикладом винтовки».

Когда Саад приблизился к танку, раздались выстрелы, и ему прострелили спину. Каким-то чудом он выжил и был доставлен в медицинский центр «Сорока» в Израиле. Две недели спустя, давая интервью CNN в Хан-Юнисе, он задрал рубашку, чтобы показать рану в том месте, куда попала пуля.


Не все палестинцы, использованные армией Израиля, были взрослыми. 17-летний Мохаммад Шбейр рассказал, что был взят в плен израильскими солдатами после того, как они убили его отца и сестру во время налёта на их дом в Хан-Юнисе. «На мне были наручники, и я был одет только в боксеры, — вспоминал он. — Они использовали меня как живой щит, водили в разрушенные дома, в места, которые могли быть опасными или содержать наземные мины».


В расследовании “аМаком ахи хам” несколько солдат рассказали о том, как они использовали таким образом 80-летнего старика. Это произошло в районе северной Газы, в Зейтун. Пожилая пара объяснила говорящим на арабском солдатам, что физически не смогла эвакуироваться в Хан-Юнис. Старику повесили на шею взрывчатку, «чтобы не сбежал», и отправили ходить с тростью в качестве «комара» впереди солдат. После нескольких часов такой «прогулки» старика с женой отправили пешком на юг, в гуманитарную зону. Однако солдаты не оповестили своих коллег о том, что пара стариков будет продвигаться в сторону безопасной зоны.


«Через сто метров другой батальон их увидел и застрелил на месте. Они так и умерли на улице».

Согласно тому же расследованию, армейские правила ведения открытого огня в Газе недвусмысленно гласят, что любой человек, обнаруженный в зоне боевых действий после истечения установленного «времени эвакуации», считается вражеским комбатантом, даже если это пожилая пара за 80. Израильская армия отрицает это, но существует соответствующий протокол. 


В ответ на расследование газеты Haaretz, опубликованное в августе прошлого года, в котором был раскрыт «комариный протокол», представитель израильской армии заявил:

«Директивы и приказы ЦАХАЛа запрещают использовать гражданских лиц из Газы, обнаруженных в этом районе, для выполнения военных задач, которые намеренно ставят под угрозу их жизнь. Приказы и инструкции ЦАХАЛа по этому вопросу были доведены до сведения вооружённых сил».


«Даже когда результаты расследования будут опубликованы, ЦАХАЛ вряд ли признает, что это официальный приказ, — объяснил солдат. — Но если вы спросите любого солдата, который воевал в Газе, ни один из них не скажет вам, что такого не бывает. Нет ни одного батальона, по крайней мере в регулярной армии, который мог бы честно сказать, что не использовал бы эту практику».




Comments


bottom of page